Homo. Антропология по Невзорову

Я прекрасно понимаю, что человек абсолютно неизменен. Я прекрасно понимаю, что для того, чтобы внести какие-то коррективы в его мировоззрение, необходимо несколько столетий. Необходимо будет – вероятно, после меня, как было и до меня, – может быть, несколько поколений гораздо более сильных, талантливых, образованных, воспитанных людей, которые будут разрабатывать эту же тему.

И, конечно, в принципе, они изменят мировоззрение человека по одной простой причине. Оно должно измениться не потому, что мы хорошие: мы не хорошие, мы довольно плохие. Но те новые знания, которые человек может получить о себе, об окружающей среде, делают его сильнее, делают его полноценнее как вид. Потому что у природы нет задачи обеспечить нам с вами интеллектуальный разговор. У нее есть простая задача: обеспечить выживание вида. Никаких других задач у нее нет.

Мы на Земле очень недавно и, я бы сказал, из абсолютной грязи. Мы достаточно вид униженный, и достаточно – много миллионов лет назад – вид опущенный. И благодаря некоторым анатомическим и физиологическим особенностям мы социально и эволюционно доминируем. Для человека все – либо еда, либо развлечения. Но мы все равно настолько совершенный, настолько интересный вид. Ведь это ж не лошадь меня учит читать, а я ее учу. И в данном случае те преимущества, которые имеет наш вид, позволяют нам, что называется, раздвигать границы разума. Именно этим я и занимаюсь.

Александр Невзоров