Арсений Иванкович, исполнитель роли Оскара Пфунгста: «Характерные роли играть всегда интереснее»

Кинематограф творит чудеса, и тот, кто еще вчера был самым злобным противником Читающих Лошадей, сегодня уверенно встает плечом к плечу со Школой. В «L.E.P.» он — Оскар Пфунгст, «талантливый, честолюбивый и пылкий», а в жизни — высочайшего класса актер, вдумчивый собеседник и просто очень хороший человек. Исполнитель роли Оскара Пфунгста Арсений Иванкович.

lep_iv1
Эпизод в кабине Оскара Пфунгста.

— Арсений, это правда, что в фильме вам изначально была отведена другая роль?

— Да, но изначально речь вообще шла о публицистическом фильме. Мне предложили роль человека, который разбирался в этой во всей истории – писателя, журналиста, который показывает процесс исследования этого вопроса. Там тоже должны были быть какие-то игровые сцены, но это задумывалось по-другому.
Я узнал, что играю другой персонаж, уже когда снималась сцена с Арнольфини. Понимаете, невозможно снять то, что тебя не захватывает — и вот, погрузившись в игровую часть, режиссер понял, что его захватывает именно это. А если действительно заинтересовало то, во что трансформировался замысел, думаю, найдется немалое количество людей, которым это тоже будет интересно смотреть. И – делать выводы.

– А ведь был еще и Кралль!

– Да, на Кралля я даже гримировался. Но Александр Глебович решил что все-таки у нас будет слишком много грима, а такому откровенно гримированному лицу в кадре сразу не будет веры. И думаю, он был прав в этом смысле.

– Кто из персонажей вам интереснее с точки зрения актерской игры: Кралль или Пфунгст?

— Вообще, если говорить об актерской стороне дела, естественно, актеру всегда интереснее играть характерные роли. Но характерные-то они, по сути дела, оба. Другой вопрос, что есть характерный положительный персонаж и характерный отрицательный персонаж. Учитывая, что живем мы жизнью обывательской, хотим мы этого или нет, всегда есть какие-то фантазии и хочется чего-то такого, что в жизни человек не проживает. Это, кстати, большое дело, и в этом большая заслуга западного кино: такие люди, как Марлон Брандо, Джек Николсон или Аль Пачино, вроде играют героя, а вместе с тем — характерную роль. То есть это не просто персонаж-носитель положительных качеств, а нормальный, живой человек. И в этом смысле, конечно, интереснее всего находить живого человека с его слабостями. Поэтому что здесь сказать…
История не терпит сослагательного наклонения. Я сделал то, что я сделал. И я доволен тем, не столько тем, как я это делал, сколько тем, что такая возможность представилась.

lep_iv2
L.E.P.: «Оскар Пфунгст, испытав презрение научного мира Европы, искренне хотел застрелиться из никелированного револьвера и как очень аккуратный человек совершил все приготовления к акту самоубийства». На фото: последние приготовления к акту съемки под чутким руководством художника по костюмам.

— Оппоненты «L.E.P.» и оппоненты Кралля занимают одну и ту же позицию?

— Ну, я еще пока не беседовал с оппонентами фильма, давайте подождем, пока это всё выйдет, и поймем. А уж как это будут обсуждать в Интернете…

— А будете читать?

— Да, почитаю. Интересно, что будет про это говориться. К критике надо относиться конструктивно, но с другой стороны, надо понимать, что идти на поводу – это неправильно. Если есть какая-то позиция, которую ты отстаиваешь и в которой ты уверен, нужно ее сохранять. Это, конечно, не значит, что нужно быть упертым человеком, важно найти правильный баланс. И важно увидеть в критике ее истинную подоплеку — например, вот говорит в человеке профессиональная зависть, и он пытается тебя оскорбить безо всяких аргументов, потому что для него это единственный шанс показать, что и он тоже разбирается в этой области. Впрочем, такую критику и видно сразу

— Главное — это уверенность?

— Дело даже не столько в уверенности. Ведь есть и слепая вера… Вот, грубо говоря, почему невозможно говорить с догматиками от церкви. Люди веруют, по сути дела, не зная, во что.

lep_iv3
Профессора Оскара Пфунгста факт нахождения под пристальными взглядами общественности чуть не свел в могилу, а актер Арсений Иванкович чувствует себя великолепно, даже если камера нависает у него прямо над головой.


— Попробую угадать: этими мыслями вы и поделились с епископом Падуанским на совместной фотосессии.

— Ох, я так на него наскочил… Просто когда люди находятся в процессе, всегда получается самый интересный снимок. Конечно, этот человек – это не сам епископ Падуанский. Я не знаю его жизненное кредо: может быть, он состоит в КПРФ и ходит на митинги. Но он был в образе, и, чтобы вызвать живую реакцию, которую можно поймать, у нас был спор от лица персонажей: науки и религии.

— И как вы оцениваете возможность через своего персонажа, ученого, представлять знание в противовес вере?

— Скажу так: хорошо, что на сегодняшний день такая дискуссия в принципе возможна и тебе ничего не угрожает. Потому что если бы мы откатились на несколько столетий назад, это всё не было бы так безобидно. И достаточно было как-то не так посмотреть – вспомните «Призраки Гойи» Милоша Формана – чтобы инквизиция могла за тебя взяться.
Хорошо, когда есть возможность высказывать свое мнение, и от этого никто не умирает, не страдает и не идет в лагерь. Пускай она, эта возможность, будет и далее. А то, что мы делаем – работает именно на это.

В следующем номере журнала Nevzorov Haute Ecole Арсений Иванкович расскажет, в чем задача работы актёра, чем важны поиск себя человеком и творческий поиск режиссера и почему амбиции – это хорошо, а истеблишмент – плохо.