А. Мареева, А. Лыкова, исполнительницы ролей дочек Везалиуса: «Ошибка Везалиуса», или Как у великого анатома появились дочки.

Две удивительно красивые девушки, молодые Санкт-Петербургские актрисы, сейчас завершающие обучение в СПбГАТИ на курсе Г.М.Козлова, однажды появились на РВС и неожиданным образом изменили историю, давным-давно произошедшую в Италии. Кто-то скажет, что такова сила женской красоты, но здесь, конечно, дело не в ней одной: здесь идея соединилась с талантом и в результате получилась невероятной силы и важности сцена. Сцена, в которой двух отчаянно храбрых и умных дочерей великого анатома сыграли актрисы Александра Мареева и Арина Лыкова. Сегодняшние собеседницы журнала NHE.

lep_lykmar1
Эпизод «Ошибка Везалиуса».


NHE: Здравствуйте, прекрасные «дочки Везалиуса». Расскажите для начала, как вы получили эту роль? Знаю, там была непростая история…

Александра Мареева: Мне просто позвонили с РВС, причем из отдела массовки. Я там была всего один раз, оставляла свою фотографию, мы с Ариной вместе были. Один раз я там была — и вот, позвонили, в массовку позвали. Я пришла, встретила там Арину, тут же вышла какая-то женщина со словам: «А! Вы из Театральной Академии! Сюда, быстренько!» Мы зашли и сразу получили роли. Нас пригласили, оказывается, сначала в массовку, а Александр Глебович увидел наши лица и сказал: «Неее, этих девочек не туда».

Арина Лыкова: Мы стали разговаривать, задавать вопросы, Александр Глебович стал отвечать. Мы заинтересовались и стали задавать еще больше вопросов. Он спросил, не дать ли нам какой-нибудь текст, и мы сказали: «Да, нам надо много текста». Так мы получили роли, а потом еще и слова.

NHE: Получается, что эти основные роли были написаны под вас?

Александра: Получается, что так. Это надо с Александром Глебовичем, конечно, уточнять.

Арина: Но нам нравится так думать: при виде нас нам дали текст.

NHE: А что было необходимо вам для создания образа дочек? Чем вы руководствовались, за какие-то факты, может, цеплялись.

Арина: Ну, во-первых, мы разговаривали с Александром Глебовичем, он нам подробно рассказывал всю историю, рассказывал образы, рассказывал обстоятельства, в которых всё это происходит. И конечно, нам самим было очень интересно, потому что как таковой действенный ряд нам не объяснялся. Всё, что происходит — на месте уже придумывалось, плюс там еще были декорации, которые атмосферу создавали.

NHE: В кадре сразу заметно, кто из вас старше, а кто младше. Это соответствует действительности?

Арина, Александра: Нет, наоборот.

NHE: А насколько дочки похожи на вас? Арина — возвышенно-красивая, легкая, беззаботная и трепетная, и Саша — не менее красивая, но более взрослая, более серьезная.

Арина, Александра (смеются): Не знаем!

Арина: Я более ответственная!… Прости, Саш. Шутка, конечно. Нет, в жизни мы просто иные. Это совсем другое дело, когда у тебя другое имя, другие обстоятельства и… мы в жизни же не сёстры. Когда мы верим, что мы сёстры друг другу, наши характеры меняются, начинаем подстраиваться друг под друга. А так мы ведь не совсем соответствуем тому образу, что создан в фильме.

Александра: Просто в процессе съемок отношения меняются. Сразу за данность берется обстоятельство, что Арина моя сестра. Причем про старшинство – это мы на второй день поняли. Была сцена с ядом — и тогда возникла ситуация, что действительно стало это очевидно, и я сказала: «Арина, я действительно старшая сестра».

Арина: Я помню, для меня это было важно. Я говорила: «Саша, ты принимаешь решение, и я буду следовать твоему решению. И ты сейчас за меня отвечаешь. Я сейчас сделаю так, как сделаешь ты»

lep_lykmar2
Какая средневековая девушка не порадуется возможности прилюдно оскорбить инквизиторов?

NHE: По фильму вы не просто сестры, вы, возможно, в первую очередь — папины дочки. Папа на вас какое впечатление произвел?

Арина: Нам, во-первых, очень понравился этот артист, этот человек – он сам по себе оказался душевный. Мы вообще сразу стали там со всеми дружить, со многими общаемся, приглашаем их на спектакли. А во-вторых, нас же было четверо сестер. И мы как-то сразу уловили с Сашей, что мы все-таки любимые, и старались максимально это использовать.

NHE: А потом — захотелось что-то сверх того узнать? Полистать, например, Везалиуса, посмотреть какие-то его анатомические открытия или выяснить, были ли у него дочки в действительности?

Александра: Да это вообще очень важно – работая над историческим материалом, знать про «свою» эпоху. Даже если это маленькая роль, нужно знать что-то про это время, про этих людей.

Арина: И даже не потом: я сразу же после разговора с Александром Глебовичем засела в Интернете. И поняла, что, конечно… словом, непонятная ситуация семейная у самого Везалиуса. Но ты знаешь, меня это не смутило тогда, не смущает сейчас. Это все-таки кино, и там гораздо важнее верить автору, который это снимает, потому что без этого невозможно.

NHE: Когда вы увидели фильм целиком – как вы отнеслись к тому факту, что ваши героини в итоге так и не отравились? Ведь на съемках вам этого не рассказывали…

Арина: Это для нас было очень ценно… Хотя мы и были готовы для папы умереть!

NHE: А играли вы для кого? Ну, в первую очередь… Для себя, для зрителя… для лошадей?

Александра: Как артисты — в первую очередь для зрителя, потому что мы рассказываем некую историю. И в этой истории есть какая-то мысль, которую мы должны донести через себя, через людей, которых мы играем, через автора, через режиссера — все-таки до зрителя.

Арина: Мне трудно ответить на этот вопрос, поскольку я считаю свое творчество еще учебным процессом. Мне трудно вообще говориться однозначно что-то. Я не чувствую ничего определенного. Я это делаю, потому что не могу этого не делать. Для кого или для чего… Меня одинаково волнуют и лошади, и творчество Александра Глебовича, и зрители.

lep_lykmar3
В фильме снимались однокурсники Саши и Арины: Алена Артемова в роли девочки-гуся, Евгений Шумейко в роли немецкого цугсфюрера и Анна Арефьева в роли «святой в тачке». Профессионализмом, обаянием и безусловным талантом все они мгновенно завоевали симпатию всей съемочной группы.

NHE: Ну и в завершение. Что вы можете сказать об атмосфере на съемочной площадке — не в смысле средневековости, а в смысле рабочего процесса?

Александра:
Основной вопрос! Атмосфера — потрясающая. У меня нет большого опыта съемок, но я знаю, что очень плохо иногда относятся к артистам, тем более маленьких ролей или массовых сцен. Их просто иногда не считают за людей. А здесь настолько щепетильный подход ко всем, даже к самым маленьким, кто исполняет роль! И насколько быстрый съемочный процесс! Я понимаю, что долго готовится эта сцена, но насколько быстро она снимается! Такая огромная сцена с таким количеством людей была снята всего лишь за один день, и на второй день мы что-то доснимали. И отношение к тебе… Это два счастливых дня у нас были с Ариной, потом долго вспоминали.

Арина: Я увидела команду – очень крепкую, устоявшуюся команду людей. Они легко с полслова друг друга понимают. И когда ты становишься хоть маленькой, но частью этой команды — это уже само по себе ценно. И все те люди, которых я там видела, энергетически сильные. Это необычно, это погружает, заволакивает. Не было ни перерывов, ничего такого – время летело стремительно, и не хотелось, как обычно, чаек попить, посидеть, книжку почитать, пока ждешь, пока, скажем, когда устанавливают свет. Одни устанавливают свет, другие обсуждают что-то, нам объясняют актерскую задачу, здесь же мы уже пробуем что-то… Настолько это всё организованно, настолько сжато время – и при том без суеты.

Александра: Жалко, что это закончилось, жалко, что все так быстро пролетело и было столь коротко… Правда, тогда получился бы отдельный фильм про дочек – но, признаться, мы были бы совсем не против!

Беседовала Алина Нос

О том, как двух воспитанных девиц заставить грязно ругаться, и при чем здесь епископы и платья, а так же о всесокрушающей силе яда идей в продолжении беседы с Александрой и Ариной – в новом номере  Nevzorov Haute Ecole.